Обновления от 17.05.2017 г., от 12.07.2017 г., 30.07.2017 г., 08.12.2020 г.
Тема «адвокатского запроса» является предметом дискуссий и предложений в адвокатском сообществе и в последнее время получила развитие в законопроектной деятельности и судебной практике.
В этой статье постараюсь изложить свой взгляд на следующие вопросы, которые заинтересуют как адвокатов, так и руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, в которые направляются адвокатские запросы:
— правомерность требований о предоставлении информации в запросе;
— срок ответа на запрос адвоката;
— ответственность за непредоставление запрашиваемых сведений;
— содержание, образец формы адвокатского запроса;
— приложения к адвокатскому запросу: ордер, доверенность;
— основания для отказа в предоставлении запрашиваемых адвокатом сведений;
Федеральным законом от 2 июня 2016 г. № 160-ФЗ, вступившим в силу 13 июня 2016 г., введена в Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» статья 6.1 «Адвокатский запрос», где дается ему следующее определение: «официальное обращение по входящим в компетенцию указанных органов и организаций вопросам о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи».
Основная цель адвокатского запроса – это сбор доказательств для оказания квалифицированной юридической помощи лицу, чьи интересы адвокат представляет.
Что может запрашивать адвокат?
Адвокатский запрос может быть направлен в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации по входящим в компетенцию указанных органов и организаций вопросам о представлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи.
Адвокату могут быть предоставлены следующие сведения: справки, характеристики, предметы, документы, фотоматериалы, аудио- и видеозаписи и иные носители информации.
Срок ответа на адвокатский запрос.
В первоначальном проекте изменений в федеральный закон от 2014 года предполагалось, что срок ответа на запрос адвоката будет установлен в 15 суток с возможностью продления на такое же количество дней. Однако замминистра юстиции Михаил Гальперин в ходе пленарного заседания 22 марта 2016 г. в Госдуме объяснил, что «…мы с вами должны быть реалистами…». А сегодняшние реалии таковы.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 6 Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» закреплено право адвоката собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций, в порядке предусмотренном статьей 6.1 Федерального закона. Указанные органы и организации в порядке, установленном законодательством, обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии не позднее чем в месячный срок со дня получения запроса адвоката. В случаях, требующих дополнительного времени на сбор и предоставление запрашиваемых сведений, указанный срок может быть продлен, но не более чем на тридцать дней, при этом адвокату, направившему адвокатский запрос, направляется уведомление о продлении срока рассмотрения адвокатского запроса.
Для сравнения рассмотрим, какие сроки предусматриваются для ответа на запросы органов государственной власти:
— из следственного комитета – незамедлительно или в указанный срок (п.2 ст.7 Закона «О следственном комитете»)
— от других следователей – срок законом не установлен (на практике следователи иногда сами назначают срок)
— из прокуратуры – в установленный срок (п.2 ст.10 закона «О прокуратуре»)
— из полиции – в срок, указанный в запросе, но не дольше месяца со дня вручения (п.4 ст.13 закона «О полиции»).
Какая ответственность предусмотрена за неправомерный отказ в предоставлении информации адвокату?
Обновление от 12.07.2017 г.
За неправомерный отказ в предоставлении ответа на адвокатский запрос введена административная ответственность для должностных лиц в виде штрафа в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб (Федеральный закон №146-ФЗ от 01.07.2017 г., вступило в силу с 12.07.2017 г.). Законом №160-ФЗ от 02..06.2016 г. дополнен абзац первый статьи 5.39 КоАП.
Статья 5.39. Отказ в предоставлении информации
Неправомерный отказ в предоставлении гражданину, в том числе адвокату в связи с поступившим от него адвокатским запросом, и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации — (в ред. Федерального закона от 02.06.2016 № 160-ФЗ)
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. (в ред. Федерального закона от 01.07.2017 № 146-ФЗ)
Справка. 22.08.2016 г. мировым судьей судебного участка № 1 Железнодорожного судебного района г.Самары впервые был привлечен к административной ответственности директор компании ООО «АВТ Моторс», который в срок не предоставил информацию по адвокатскому запросу.
Какие требования предъявляются к содержанию, форме адвокатского запроса?
2 сентября 2016 г. Минюст представил проект приказа «Об утверждении требований к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса».
Общественное обсуждение проводилось по 16 сентября 2016 г. По результатам рассмотрения представленных предложений текст проекта приказа был доработан. С доработанным проектом приказа можно ознакомиться по этой ссылке.
С 7 по 13 октября 2016 г. пройдет независимая антикоррупционная экспертиза.
Обновлено:
23 декабря 2016 г. на официальном интернет-портале правовой информации опубликован приказ Минюста России №288 от 14.12.2016 г. «Об утверждении требований к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса».
Обновление от 08.12.2020 г.
Министерство юстиции Российской Федерации приказом № 295 от 30.11.2020 г. изменило требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса, утвержденные приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.12.2016 г. N 288.
Приказ в формате word можно скачать по ссылке.
Обновлено: 30.07.2017 г.
С учетом решения Верховного Суда РФ АКПИ17-103 от 24.05.2017 г.
Скачать решение в формате word можно по ссылке.
5. адвокатский запрос должен содержать:
(С момента вступления решения в законную силу недействующими признаются положения подп. 11 п. 5 Требований в той мере, в какой они возлагают на адвоката обязанность при направлении запроса указывать фамилию, имя и отчество физического лица или наименование юридического лица, в чьих интересах действует адвокат, при отсутствии их согласия на указание этих данных. Также признаны недействующими положения подп. 12 п. 5 Требований и приложение № 1 к Требованиям в части, устанавливающей, что адвокатский запрос должен содержать при необходимости обоснование получения запрашиваемых сведений. В остальной части в удовлетворении административного иска отказано.)
1) полное или сокращенное (при наличии) наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения или иной организации, куда он направляется;
2) почтовый адрес органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения или иной организации, куда он направляется;
3) фамилию, имя, отчество (при наличии) адвоката;
4) регистрационный номер адвоката в реестре адвокатов субъекта Российской Федерации;
5) реквизиты соглашения об оказании юридической помощи, либо ордера, либо доверенности (номер, дата выдачи ордера, либо доверенности, либо дата заключения соглашения);
6) полное или сокращенное (при наличии) наименование адвокатского образования, в котором адвокат, направляющий запрос, осуществляет свою деятельность;
7) почтовый адрес; при наличии — электронный адрес и номер телефона/факса адвоката, направляющего запрос;
8) наименование документа (адвокатский запрос);
9) регистрационный номер адвокатского запроса в журнале регистрации адвокатских запросов;
10) указание нормы Федерального закона, в соответствии с которой направляется адвокатский запрос (в преамбуле запроса);
11) фамилию, имя, отчество (при наличии) физического лица или полное (сокращенное) наименование юридического лица, в чьих интересах действует адвокат. Процессуальное положение лица, в чьих интересах действует адвокат, номер дела (последние — при участии адвоката в конституционном, гражданском, арбитражном, уголовном или административном судопроизводстве, а также по делам об административных правонарушениях);
12) указание на запрашиваемые сведения, в том числе содержащиеся в справках, характеристиках и иных документах; при необходимости — обоснование получения запрашиваемых сведений;
13) указание на способ передачи запрашиваемых сведений (почтовым отправлением, факсимильной связью, на электронный адрес, на руки);
14) перечень прилагаемых к адвокатскому запросу документов (при наличии);
15) дату регистрации адвокатского запроса;
16) подпись адвоката, направившего запрос, с указанием фамилии и инициалов.
Форма запроса носит рекомендательный характер.
Какие документы должны прилагаться к адвокатскому запросу?
В соответствии с доработанным проектом и утвержденным приказом Минюста адвокат вправе, при необходимости, приложить к адвокатскому запросу любые документы и их копии. Требование о приложении копии ордера (доверенности) и удостоверения адвоката исключили.
Порядок направления адвокатского запроса.
Особенностью является то, что адвокатский запрос стало возможным направить как на бумажном носителе, так и (или) в электронном виде.
Адвокатский запрос на бумажном носителе может быть направлен почтовым отправлением, факсимильной связью, а также доставлен лично или через курьера (посыльного).
Адвокатский запрос в форме электронного документа может быть направлен в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а в общественные объединения и иные организации – при наличии у них организационной и технической возможности для рассмотрения запроса в электронной форме.
В каких случаях адвокату может быть отказано в предоставлении сведений?
В п.4 статьи 6.1 Федерального закона приводится исчерпывающий перечень оснований, по которым адвокату может быть отказано в получении запрошенных сведений если:
1) субъект, получивший запрос, не обладает нужной адвокату информацией;
2) запрашиваемые сведения отнесены к информации с ограниченным доступом;
3) нарушены требования к форме, порядку оформления и направления запроса*
*За систематические несоблюдение установленных законодательством требований к адвокатскому запросу статус адвоката может быть прекращен по решению совета адвокатской палаты, в которой он состоит (подпункт 2.1 пункта 2 статьи 17 ФЗ №63).
Таким образом, адвокату не могут быть предоставлены сведения, которые отнесены законом к государственной тайне, информации с ограниченным доступом: врачебная, банковская, коммерческая, налоговая тайны, тайна связи, сведения о совершенных нотариальных действиях. По конфиденциальным сведениям, сведениям относящимся к персональным данным имеется позиция ФПА РФ. Об этом далее.
Ответственность за разглашение информации с ограниченным доступом.
В ФПА РФ обратился директор ООО «Регтайм» Сергей Шариков с просьбой разъяснить, может ли регистратор доменных имен предоставлять персональные данные по мотивированному адвокатскому запросу, не опасаясь при этом административной ответственности. Ведь даже если адвокат берет на себя обязательства использовать полученную информацию исключительно с целью использования ее в качестве доказательства в суде, регистратор может быть обвинен в нарушении запрета на передачу персональных данных, предположил директор компании.
Сергей Шариков указал на противоречие отдельных норм законодательства.
Нормы Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» позволяют регистратору доменных имен предоставлять персональные данные «для целей судебной защиты», а законодательством, регулирующим оборот персональных данных, установлен запрет на передачу таких сведений.
В то же время Правилами регистрации доменных имен в доменах .RU и .РФ от 5 октября 2011 г. предусмотрено, что персональные данные администратора предоставляются лишь при условии, что в запросе третьих лиц содержится обязательство «использовать полученную информацию исключительно для целей предъявления судебного иска».
Исполнительный вице-президент ФПА РФ Андрей Сучков, отвечая на запрос компании «Регтайм», высказал свою позицию, что предоставление конфиденциальной информации в ответ на адвокатский запрос правомерно. Он напомнил, что каждое лицо, подавая заявку на регистрацию доменного имени, соглашается на применение правового режима. Адвокат, запрашивая информацию в порядке осуществления своей профессиональной деятельности, действует в интересах защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, которая реализуется в досудебных или судебных процедурах.
С ответом в адрес ООО Регтайм можно ознакомиться по этой ссылке.
Отказывая в ответе на адвокатский запрос, руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, зачастую опасаются привлечения к ответственности за разглашение информации в соответствии со статьей 13.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Но административная ответственность установлена и для самих адвокатов. За разглашение информации с ограниченным доступом, которая оказалась в их распоряжении в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, им грозит штраф от 4000 до 5000 рублей. (Примечание к статье 13.14 КоАП).
Выводы.
Напомню, что целью проекта федерального закона являлось устранение правовых коллизий и пробелов в законодательстве Российской Федерации в области адвокатского запроса, а также соблюдение конституционного принципа состязательности и равноправия сторон на любой стадии уголовного, гражданского, административного, арбитражного судопроизводства.
К сожалению, уже во втором чтении все положительные поправки, в части сокращения срока рассмотрения адвокатского запроса, были отклонены. Также, на заседании Совета Федерации 25.05.2016 г. сенатор А.В.Беляков обратил внимание присутствовавшего на обсуждении статс-секретаря – заместителя Министра юстиции Любимова Ю.С. на то, что данный закон не обеспечивает полного равенства сторон в судебном процессе.
Из стенограммы 394 заседания Совета Федерации:
А.В. Беляков: «…Мы все время говорим о состязательности сторон, в том числе и в уголовном процессе. Состязательность сторон должна предполагать равные права стороны обвинения и стороны защиты. Сторона обвинения – прокуратура – делает запрос, или Следственный комитет, при этом есть ответственность вплоть до уголовной за непредоставление информации, за предоставление не в срок, за предоставление недостоверной информации по запросу обвинения. Сейчас мы, казалось бы, двигаемся вперед, и совершенно справедливо докладчик озвучил некоторые вещи. Но (вот что за половинчатость, я не понимаю?) закон, который мы с вами сейчас рассматриваем, устанавливает среди оснований для отказа в предоставлении информации по адвокатскому запросу (цитата): «если запрошенные сведения отнесены законом к информации с ограниченным доступом». То есть если обвинение запрашивает, любую информацию надо дать, а если адвокатура запрашивает, соответственно, если информация ограниченного доступа, можно не отвечать.
Что такое информация ограниченного доступа? Это банки и банковская деятельность, коммерческая тайна, охрана здоровья граждан может быть с ограниченным доступом, персональные данные, нотариат, налоговые, таможенные вещи и так далее. Все, что касается этих правовых сфер, фактически, исходя из того текста, за который мы сейчас голосуем, опять адвокатам становится недоступно. Вот вам, собственно говоря, коллеги, и состязательность сторон. Я попросил бы уважаемого представителя Министерства юстиции все таки обратить внимание на это.
И напомню вам, что в подавляющем большинстве стран есть просто суд. Суд, обвинение, адвокатура – это некое единое целое. Ввести в заблуждение адвоката – это все равно что ввести в заблуждение суд, и это чревато ответственностью вплоть до уголовной. У нас суд – это одно, обвинение – это другое, и там все хорошо и с ответственностью, и с обязательностью предоставления информации, а адвокат – это некое ущербное существо, которое мешает принять быстрее решение и быстрее освободиться, быстрее осудить.
К сожалению, казалось бы, правильный закон, но опять он даже не половинчатый, а на одну четверть нас сдвигает вперед вместо того, чтобы решить проблему радикально.»
Ю.С.Любимов. «Спасибо большое за этот комментарий. Наше министерство всегда занимало наиболее проадвокатскую позицию, просто этот закон, как и любой другой, наверное, компромиссный. Поэтому мы посчитали, что просто… Я с Вами согласен, что это, наверное, четверть того решения, которое бы мы хотели, но мы посчитали, что четверть – это лучше, чем ничего, поэтому воспринимаем это как первый шаг на пути к уже полноценному адвокатскому запросу.»
Далее Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 5.39 и 13.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» был поставлен на голосование.
Результаты голосования:
За 148 чел. 87,1%
Против 0 чел. 0,0%
Воздержалось 0 чел. 0,0%
Голосовало 148 чел.
Не голосовало 22 чел.
Решение: принято.
Подводя итог вышеизложенному приходится констатировать, что у стороны обвинения, по прежнему, остается больше прав на доступ сведениям. Изменения в закон — лишь очередная декларация (но не реализация) существования принципа состязательности сторон.
Обновление от 17.05.2017 г.
17 мая 2017 г. в Госдуму внесен законопроект № 177929-7 «О внесении изменений в статью 6.1 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», в соответствии с которыми предлагается сократить срок предоставления ответа на адвокатский запрос с 30 до 15 дней.
Необходимость сокращения сроков ответа на адвокатский запрос обусловлена тем, что в настоящее время принцип равноправия сторон при сборе доказательств нарушается. Так, для сотрудников СК РФ, прокуратуры, полиции, парламентариев, даже для журналистов законодательством установлены сокращенные сроки для ответов на их запросы и обращения.
Обновление от 12.07.2017 г.
Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон от 01.07.2017 № 146-ФЗ, которым внесены изменения в ст. 5.39 КоАП РФ «Отказ в предоставлении информации». Они направлены на усиление административной ответственности должностных лиц за неправомерный отказ в предоставлении гражданину, в том числе адвокату, или организации информации, предоставление которой предусмотрено законодательством.
Интересно отметить, что проект подписанного закона был внесен на рассмотрение депутатов еще в сентябре 2014 г., но после его принятия в первом чтении в феврале 2015 г. работа по нему не велась вплоть до июня текущего года.
Обновление от 08.12.2020 г.
Министерство юстиции Российской Федерации приказом № 295 от 30.11.2020 г. изменило требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса, утвержденные приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.12.2016 г. N 288.
Поправки вступают в силу 15.12.2020 года.
Скачать форму адвокатского запроса можно по ссылке.
По материалам:
http://pravo.ru/review/view/129441/
http://www.samproc.ru/news/113/14890/
https://regulation.gov.ru/projects#npa=53328
http://fparf.ru/news/all_news/news/24331/
http://www.council.gov.ru/activity/meetings/68070/transcript/
Вестник ФПА РФ №3 2016 г.
https://minjust.consultant.ru/documents/24847
Уфа, ул.Первомайская, д.93
8-(937)-313-46-94
Youtube Yelp